За годы работы в педагогическом институте и институте повышения квалификации учителей авторами был накоплен богатый материал по содержанию и методике преподавания математики в основной и старшей школе. Этот опыт лег в основу учебников. Большинство методических находок были неоднократно проверены и откорректированы в практике работы учителей.
При выстраивании линии учебников были учтены возрастные особенности восприятия школьников.
Так, в учебниках математики 5-6 классов теоретический материал в каждом пункте предлагается ученикам и отрабатывается с ними небольшими порциями. Авторы избегают длинных и сложных предложений. Это связано с тем, что в данном возрасте многие ученики еще не готовы к восприятию больших блоков материала.
В каждом пункте предлагаются задачи на смекалку, непосредственно связанные с текущим материалом. Учебники многоцветные и хорошо иллюстрированные, что, конечно же, повышает интерес к изучению предмета.
В учебниках алгебры 7-9 классов теоретический материал в пунктах уже не разбивается упражнениями, а дается целиком с образцами решения задач. В учебники включены разделы
"Практикум по решению текстовых задач" и "Исследовательские работы", позволяющие разнообразить формы учебной деятельности школьников.
При написании учебников алгебры и начала анализа для 10 и 11 классов авторы предусмотрели возможность их использования в различных профилях, а также в общеобразовательных классах. Такая универсальность обеспечена доступностью изложения теоретического материала, отнесением ряда вопросов в необязательную для "нематематических" профилей и общеобразовательного курса часть, большим числом образцов решения типовых задач, дифференциацией системы упражнений, ее количественной и качественной избыточностью.
Всю линию учебников объединяет направленность на развитие творческого самостоятельного мышления школьников. Изложение теоретического материала и система упражнений выстроены так, чтобы обеспечить не просто разучивание основных правил, а осознанное усвоение материала.
Объяснительные тексты написаны кратко, но при этом включают в себя определения, доказательства основных теорем, образцы рассуждений и оформления решений основных типов задач, что делает возможным использование учебника на уроке как основы при объяснении материала.
Особое внимание при создании учебников было уделено системе упражнений. Задания дифференцированы по своей дидактической и методической направленности и размещены в учебниках в том порядке, в котором их целесообразно предлагать школьникам.
Некоторые задания могут показаться непривычно трудными. Однако, по мнению авторов, задания, при выполнении которых ученики не испытывают затруднений, практически бесполезны в плане развития мышления. Вопрос лишь в том, как вовремя помочь учащимся преодолеть эти затруднения, особенно, если задания выполняются в домашней работе. Эту задачу призваны решить разделы учебников "Советы" и "Решения". В этих разделах ученики получают как бы дополнительные консультации по изучаемому материалу, и что особенно важно, получают их именно в тот момент, когда в них нуждаются.
Во всех учебниках имеется материал для повторения и обобщения изученного за год, а также необходимые исторические справки.
Большое внимание в учебниках уделяется формированию навыков самоконтроля учащихся. Так, каждый пункт завершается контрольными вопросами и заданиями, проверяющими усвоение основного материала. Начиная с 7 класса, к каждой главе учебника предлагается домашняя контрольная работа, позволяющая школьнику определить уровень усвоения материала.
Учебники - это лишь часть учебно-методического комплекта, в который вместе с ними входят методические рекомендации для учителя по каждому классу.
Методические рекомендации - это подробные инструкции о том, как лучше построить уроки. Они интегрируют в себе весь необходимый дидактический материал: математические диктанты, тесты, самостоятельные работы. Имеются в рекомендациях также тематические контрольные работы и материалы для зачетов. Для экономии времени учителя приводятся ответы и решения. Понятно, что детальность рекомендаций сказывается на их объеме. Так, например, рекомендации по 11 классу занимают более 300 страниц, а рекомендации по 5 классу пришлось издавать в двух частях. Методические рекомендации существенно сокращают время, необходимое учителю для подготовки к уроку, при этом, конечно, их нужно использовать творчески, с учетом, специфики того или иного класса и опыта учителя.
В учебно-методический комплекс входят рабочие тетради для школьников, которые содержат краткие
сведения из теоретического материала, образцы и планы решений основных типов задач, задания, которые быстро выполняются по готовым чертежам.
Издаются дидактические материалы, которые содержат самостоятельные, контрольные и зачетные работы, а также тесты с выбором ответов и на установление истинности утверждений.
Многолетняя работа с учителями математики позволила выявить основные трудности, с которыми они сталкиваются в своей деятельности. В учебно-методическом комплекте Муравиных многое сделано для того, чтобы помочь эти трудности преодолеть, чтобы учителю было легко учить, а школьникам интересно учиться.