Письмо посвящено вопросам составления учителями рабочих программ по предмету. Упрощаются требования к структуре рабочей программы по предмету, к программе курсов внеурочной деятельности. Важное замечание: авторские программы учебных курсов могут рассматриваться, как рабочие программы для работы учителей.
• В какой форме можно получить основное образование? (ответ 2)
• Обязан ли педагогический работник при переходе на Стандарт пройти повышение квалификации? (ответ 5)
• Является ли обязательным изучение второго иностранного языка? (ответ 8)
• На основе каких нормативных документов разрабатываются рабочие программы учебных предметов? (ответ 11)
• Что должны включать в себя рабочие программы учебных предметов и курсов? (ответ 12)
• Какие требования Стандарт предъявляет к системе оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования? (ответ 26)
Из чего складывается итоговая оценка освоения обучающимися основной образовательной программы? (ответ 27)
• Какие требования предъявляет Стандарт к информационно-методическим условиям реализации образовательной программы общего образования? (ответ 32)
• Каковы нормы обеспеченности учебниками и учебными пособиями в соответствии со Стандартом? (ответ 33)
(ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
1.1.2.1.9.1-4. Математика. 1-4 классы.
1.2.3.1.11.1-2. Математика. 5-6 классы.
1.2.3.1.11.3-5. Алгебра. 7-9 классы.
1.3.4.1.8.1-2. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы (базовый уровень).
1.3.4.2.3.1. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс (углубленный уровень).
1.3.4.2.3.3. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс (углубленный уровень).
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 9 января 2014 г. № 2
Демонстрационные версии ЕГЭ и ОГЭ в 2015 г.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.
Распоряжение от 15 мая 2013 г. № 792-р
принято на заседании Правительства Российской Федерации.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта»)
Об образовании в Российской Федерации.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
(Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
(ст. 32), закрепляющий право образовательных учреждений определять список учебников из действующих Федеральных перечней в соответствии со своей образовательной программой и учебным планом»
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России
от 12 мая 2011 г. N 03-296
От 18.04.2011. М.: Просвещение, 2011.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ
ОТ 24 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА № 2506-Р
Определены права участников образовательного процесса в ст.IV.
В п.51: "В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей)".
В п.65: "Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся".
Обратите внимание на следующие статьи:
Ст. 10. Формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат; Ст.13. Устав образовательного учреждения определяет порядок зачисления и отчисления учащихся, режим занятий, наличие платных услуг, права и обязанности участников образовательного процесса. В Ст.15."Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся". В Ст.17 написано, что если ученик начального и основного общего образования, имееющий академическую задолженность по одному предмету, переводится в следующий класс условно, если по двум и более предметам. то по усмотрению родителей оставляется на повторное обучение, переводится в класс компенсирующего обучения или продолжает обучение в форме семейного образования. Ст.32 Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
В Ст.55 сформулированы права учителей. В Пункте 4 сформулировано право учителей на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся".
2.9. Требования к режиму образовательного процесса.
2.9.15. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ... Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 кл. допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 кл. допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8 -м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Обратим Ваше внимание на отдельные статьи, которые чаще всего нарушаются.
Ст. 12. п.1 обеспечивает ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Соглавно Ст. 13. п.1 ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
Ст. 14. п.1 предоставляет право ребенку на свободу мысли, совести и религии.
В Ст. 16. п.1 написано: "Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию". Согласно Ст. 19. п.1 "Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или психологического насилия, отсутствия заботы, небрежного или грубого обращения..." и др.